Привлекательная страница 404 ошибки, или как удержать посетителя на сайте?

Когда интернет-обыватель натыкается на страницу с ошибкой 404, то в 99% случаях он закрывает и быстро забывает о ее существовании. Для того чтобы не потерять так своих интернет-пользователей, нужно создать для этой ошибки интересное оформление. Итак, давайте рассмотрим, какие цели стоят перед страницей 404 и как их реализовать.
Сразу отметим, что страница 404 «Не найдено» (404 Page Not Found) – это один из кодов состояния HTTP, который был принят Консорциумом Всемирной паутины (W3C) в 1992 году. 
 
404: Каково же значение этих загадочных цифр?
 
1. Первая «4» говорит о том, что произошла ошибка со стороны клиента. Такой ошибкой может быть неверно написанный URL или запрос несуществующей страницы. В том случае, если бы там стояла «5», то это значило бы ошибку со стороны сервера.
2. Сочетание цифр «04» — обозначают конкретную ошибку Not Found из группы 4хх. Среди других ошибок из этой группы — 400 Bad Request, 401 Unauthorized, 402 Payment Required, 403 Forbidden и т.д.
Если на маленьких сайтах можно следить за корректностью своих ссылок, то на более крупных порталах отслеживать битые ссылки, которые ведут на удаленные или перемещенные файлы или страницы, становится на порядок труднее. Гораздо большей проблемой являются внешние ссылки. Страница может оказаться ненайденной по нескольким причинам:
URL был изменен; 
страница была удалена;
ошибка в написании ссылки;
сайт больше не существует;
на данный момент сайт находится в режиме оффлайн и т. д.
 
Теперь давайте попробуем взглянуть на эту проблему со стороны интернет-пользователя. Когда пользователи сталкиваются с ошибкой 404, первый вопрос, который у них возникает: что мне делать дальше? После этого они, наверняка, уйдут с сайта, если, конечно, Вы не разыщите способ их удержать. Безусловно, что есть смысл видоизменить стандартную страницу 404.
 
Страница ошибки 404 должна справляться со следующими задачами:
удобный для пользователя дизайн, чтобы удержать на сайте, и, как минимум не отпугнуть посетителя;
полезный контент, который бы дал пользователю ответ на вопрос «что мне делать дальше?» и дал доступное руководство к действию;  
Взятие во внимание вопросов SEO.
 
Исходя из этого, приведем список рекомендаций по созданию кастомной 404-й страницы.
 
1. Будьте вежливы с интернет-пользователями. Они оказались на этой странице не по своей вине. Ваша задача – вежливо выразить свое сожаление и готовность помочь для решения этой проблемы.
2. Не погружайтесь в технические тонкости. Термин «ошибка 404» сам по себе уже в полной мере техничен и в то же время понятен многим пользователям. Нет необходимости отпугивать посетителей любой иной особенной информацией о причинах данной ошибки. Вдобавок к этому не нужно даже использовать цифры «404», достаточно будет в простой форме объяснить смысл проблемы.
3. Предложите посетителю проверить написание ссылки. В том случае, если они вводили адрес ссылки сами, то, скорее всего, могли допустить ошибку в ее написании.
4. Старайтесь придерживаться одного стиля сайта. Желательно, чтобы дизайн страницы 404 по оформлению и по ощущениям был выдержан в стиле Вашего бренда, чтобы у пользователей не возникло заблуждения, что они попали на какой-то другой сайт.
5. Не нужно делать страницу ошибки 404 в виде обычной страницы. Ваши посетители должны ясно видеть, что страница не была найдена и не содержит какого-либо контента. Так что нет необходимости наполнять ее огромным количеством ссылок и текста.
6. Юмор и ирония всегда только приветствуется. Достаточно часто 404 страница является для дизайнеров и разработчиков платформой для выражения своих интересных, креативных и даже юмористических идей. Вместо того чтобы посетители сайта быстро закрывали ненайденную страницу, лучше удержать их от ее закрытия, путем интересной изобретательности. 
7. Предоставьте ссылки на возможные совпадения. Будьте полезными. В том случае, если пользователя занесло на ненайденную страницу, он, наверняка, что-то искал. Поэтому ваша задача – помочь ему найти то, что его интересует. Расположите на странице меню или ссылки на недавно перемещенные страницы. Весьма неплохим вариантом будет также дать ссылки на самые популярные страницы Вашего сайта, либо на самый новый и актуальный контент. Посетители должны быть в одном клике от перехода на какую-либо другую страницу сайта, и не более того. При этом не забывайте всегда давать ссылку на главную страницу сайта.
8. Сделайте строку поиска. Для того чтобы не потерять своих посетителей, дайте возможность найти им то, что они искали, после того как они оказались на странице ошибки.
9. Обеспечьте пользователю возможность отправить отчет об ошибке. У посетителя всегда должно быть право отправить вам сообщение об ошибке, если он этого захочет. Вам это поможет узнать о каких-либо внутренних проблемах сайта. Еще лучше, когда решением для отслеживания проблем на сайте занимается автоматическое уведомление. Если случится внезапный всплеск 404-х ошибок, весьма полезным будет моментальное уведомление. Такой вариант позволит исправить проблему в режиме реального времени, пока она еще не так масштабна.
10. Не забудьте про вопросы SEO. Для оптимизации сайта важно максимально сократить количество внутренних ссылок на 404-е страницы. А еще лучшим вариантом будет полностью исключить возможность формирования некорректных URL адресов, которые ведут на страницы 404. Инструменты для вебмастеров дадут Вам возможность отслеживать ошибки на сайте, в том числе и ошибки с кодом 404 Not found. Помимо этого, такие инструменты помогут Вам понять, откуда берутся ошибки и как они формируются – ошибка в URL ссылки на сайте, либо это атака Ваших непосредственных конкурентов с других сайтов.